Система социальной работы на кафедре непосредственно связана с взаимоотношениями и взаимодействием преподавателей, сотрудников и студентов.Важная роль в формировании системы социальной среды кафедры отводится заместителю заведующего кафедрой по социально-воспитательной работе, за которым закреплено данное направление. Актуальность этого направления определяется важностью организации условий труда, морально-психологического климата, трудовой и исполнительной дисциплины. Условия труда представляют собой совокупность элементов, необходимых для организации учебного процесса, научной и воспитательной работы и оказывающих влияние на здоровье и работоспособность сотрудников кафедры, развитие их как личностей, а также на эффективность их учебной и научной работы.
Следует отметить, что основными условиями формирования и функционирования социальной среды кафедры являются следующие направления работы:- эстетическая среда кафедры и условия работы;
- материальное и мотивационное вознаграждение труда сотрудников и студентов;
- социальная защищенность профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного персонала;
- содействие социализации и адаптации новых преподавателей и сотрудников;
- социально-психологическии климат;
- организация праздников, торжеств и досуга;
- спортивно-оздоровительная работа;
- медицинская поддержка преподавателей и сотрудников;
- взаимодействие с профсоюзами.
Воспитательная работа со студентами в высшем учебном заведении является составляющим элементом качества подготовки специалистов и проводится с целью выявления способностей у каждого студента к сохранению и приумножению нравственных, культурных и общечеловеческих ценностей, а также выработки навыков конструктивного поведения в новых экономических условиях.
Воспитательная работа на кафедре между преподавателями, сотрудниками и студентами может осуществляться как на учебных и внеаудиторных занятиях, так и в неформальных встречах и торжествах.
Организация культурно-воспитательной работы между преподавателями и студентами предусматривает шесть основных направлений: организация, стимулирование и контроль учебного процесса студентов; формирование и развитие научного потенциала студентов; развитие социально-педагогической системы; создание среды творческого, интеллектуального, культурного общения; формирование системы студенческого самоуправления; мониторинг социально-культурных проблем студенчества.
Институт кураторов занимает одну из ведущих ролей в системе управления кафедрой.
Идея назначения кураторов заключается в прикреплении преподавателей выпускающих кафедр к студенческим группам по специальности. Данный подход позволяет выпускающей кафедре с первого курса участвовать во всех учебных, культурных и спортивных мероприятиях студенческих групп, управлять этими процессами.
Работа кураторов на кафедре должна определяться в основном по трем направлениям:- научная деятельность - участие студентов в научной жизни, с целью апробации своей практической деятельности, повышения уровня обучения и получение более высоких профессиональных;
- социальная деятельность - участие студентов в культурной, общественной, спортивной жизни, формирование гражданской позиции, достойных жизненных принципов, подготовка к реальной практической деятельности (ведение еженедельника, правильное составление резюме, четкое формулирование жизненных планов и др.);
- психолого-педагогическая деятельность - создание доверительных и дружественных отношений между студентами и обеспечение благоприятного внутригруппового климата, развитие студента как личности.